ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - ЭТО ВИД ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ, КОГДА ОН УМЫШЛЕННО СТАВИТСЯ В ФИЗИЧЕСКИ И ПСИХИЧЕСКИ УЯЗВИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОГДА ЕМУ ПРИЧИНЯЮТ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ НЕ ПРЕДОТВРАЩАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИЧИНЕНИЯ.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ:
избиение,
укусы,
нанесение преднамеренных ожогов,
переломов, травм,
вырывание волос,
фиксация в неудобной позе,
изоляция,
обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию, т.е. предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ:
-
необъяснимо возникшие кровоподтеки,
-
шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами,
-
следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли),
-
след от руки, от укуса на коже,
-
на голове участки кожи без волос,
-
ожоги горячими предметами (от зажигалки, утюга, папирос),
-
переломы костей, вывихи, раны,
-
травмы грудной и брюшной полости,
-
следы ран на теле разной давности.
РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ЕСЛИ:
-
сам напрямую говорит об этом,
-
жалуется на постоянные боли без видимых причин,
-
поведение агрессивно и деструктивно,
-
не реагирует на боль,
-
замкнут, не проявляет эмоций,
-
стеклянный взгляд,
-
бледен, несчастен,
-
боится остаться один,
-
не доверяет никому,
-
боится родителей,
-
пугается, когда плачет другой ребенок,
-
отвечает на вопросы одним словом,
-
не сходится ни с одним ровесником,
-
пытается нанести себе вред,
-
совершает попытку самоубийства.
Поведение родителя, на основании которого можно предполагать наличие физического насилия:
-
известно, что в этой семье детей или конкретного ребенка и прежде подвергали физическому насилию;
-
родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежением;
-
родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком, ногой, избиение предметом);
-
в случае физической травмы ребенка не обращается к врачу;
-
слышали, как родитель угрожал ребенку физической расправой или как он вспоминал насильственные действия («будешь битым, как тогда…»);
-
описание происшествия не совпадает с особенностями травмы у ребенка;
-
родитель не умеет объяснить, как травма возникла, дает противоречивые объяснения.
-
ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БУДЕТ ЛЕГЧЕ, ЕСЛИ:
-
в дошкольных, школьных, специализированных учреждениях осознают проблемы насилия над ребенком;
-
налажено взаимодействие между специалистами образования, здравоохранения, социальной и правоохранительной сферы;
-
специалисты умеют замечать признаки насилия.